Образовательные стандарты
- Приказ № 413
Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования - Приказ № 1897
Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования |
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 |
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования |
Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 |
Государственный образовательный стандарт |
Приказ № 1645 О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. |
Приказ Минобрнауки РФ от 04 октября 2010г. № 986 |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). ФГОС НОО устанавлены в Российской Федерации в целях реализации национальной инициативы "Наша новая школа", в соответствии с требованием Федеральныого закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказами Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями) и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Требования к информационно-образовательной среде (ИОС) являются составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, научно- познавательное, художественно-эстетическое, общественно-полезное, патриотическое, проектная деятельность).
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Образовательные стандарты II и I поколения. Различия и особенности.
Первое. Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к ожидаемым результатам общего образования. Если раньше требования рассматривались только в контексте предметных знаний и умений, то теперь подлежит нормированию совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты включают ценностные ориентации, потребности, мотивы, запросы на образование. Метапредметные результаты связаны с освоением учащимися инструментальных, операционных - универсальных учебных действий. Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, - знаний, умений, навыков.
Второе. В сложившейся практике образования основным "ответчиком" и "крайним" за результаты образования был и остается учащийся. Это на его не всегда светлую голову обрушивается лавина контрольных работ, аттестационных процедур, разнообразных срезов и заданий. В стандарте второго поколения расширено количество субъектов, отвечающих за образовательные результаты. Стандарт вводится как общественный договор, в рамках которого необходимо согласовывать требования личности, общества, государства, семьи и школы к образовательным результатам, учить определять и выполнять взаимные обязательства и права.
Третье. Стандарты первого поколения имели двухкомпонентную структуру требований: к минимуму содержания, уровню подготовки выпускников и максимально допустимой нагрузке. Новый стандарт называют стандартом трех "Т": "Требования к структуре основных общеобразовательных программ", "Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ", "Требования к условиям осуществления образовательного процесса". Принципиальное отличие от прежней получает структура и содержание образовательной прграммы школы - основной образовательной программы (в новой терминологии). Теперь она создается для каждого уровня образования и включает примерные программы по отдельным предметам: программу воспитания, социализации, формирования ЗОЖ школьников; программу формирования универсальных учебных действий; систему оценивания учебных достижений; учебный план школы данного уровня, включая обязательную внеурочную работу с детьми, инвариантный и вариативный компоненты. С точки зрения реализации стандартов на практике, пожалуй, наиболее трудным будет обеспечение необходимых условий образовательного процесса: требований к материально-техническому, учебно-методическому, кадровому, финансовому обеспечению, соблюдению СанПиНов.
Четвертое. В основе стандартов второго поколения лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, в котрой впервые предложен (нормируется) современный воспитательный идеал гражданина Российской Федерации. Это делает стандарт серьёзным инструментом развития воспитательной работы в школе, консолидирующим современное российское общество в условиях социального и культурного разнообразия.